Падение курса доллара как предпосылка для цифровизации автопарка
Переход от резкого ослабления курса рубля к его заметному укреплению стал неожиданностью для многих. Экономисты связывают это с действиями Центробанка, запретом иностранным инвесторам на вывод средств с российского фондового рынка, а также принудительной продажей российскими экспортерами 80% валютной выручки.
Действительно, по всем законам экономики при укреплении рубля иностранные товары должны становиться дешевле. Но, по мнению экспертов, цены не падают потому, что сейчас распродают со складов то, что завезли туда еще при прежних курсах валюты. Да и повышают стоимость товаров в России всегда с гораздо большей охотой, чем понижают. Цены могут начать снижение в случае значительного падения спроса. Рано или поздно склады начнут заполняться российскими и импортными товарами из дружественных стран. В этих условиях цены должны пойти вниз. Но если вспомнить опыт прошлых кризисов, то после повышения стоимости товаров к прежнему уровню они никогда не возвращались. Остается только привыкать к новым ценникам.
И если с продовольственными и бытовыми товарами все более-менее понятно, то в такой специфической сфере, как мониторинг транспорта, экономические процессы куда как сложнее.
При скачке валют первая реакция некоторых поставщиков телематических решений была резкой и разнонаправленной. Уже в начале марта в сфере мониторинга транспорта произошли серьезные потрясения: белорусский Gurtam объявил об уходе Wialon из России, отечественный Omnicomm остановил поставки продукции, компания «Навтелеком» повысила стоимость отгрузки на 30%, производитель оборудования «Тверц» прекратил свое существование. А вот ГК «МОНТРАНС» продолжила работу по действующим контрактам по прежним ценам. Для новых клиентов стоимость продуктов была увеличена на 20% и только по причине пересмотра условий поставщиков импортных компонентов.
«Во-первых, мы понимаем, что повышение цен действующих контрактов невозможно без остановки производства и монтажных работ. А это сильно повлияет на доходы будущих периодов. Невозможно остановить локомотив на полном ходу, — поясняет руководитель Аналитического центра ГК «МОНТРАНС» Дмитрий Журавлев. —Во-вторых, у нас на складе был квартальный запас оборудования, по сути уже законтрактованный. И, в-третьих, односторонний пересмотр цен задним числом или без уведомления покупателя скажется на репутации компании. Поэтому в конце февраля мы провели совещание руководства и приняли решение — повысить стоимость продукции на 20% только для новых клиентов. Мы выбрали тактику: переждать период высокой турбулентности и к маю сформировать новый план действий. Как показало время, наша осторожность принесла свои положительные результаты. Сначала всем было не по себе, когда курсы валют резко пошли вверх. Нас спасло то, что большая часть компонентов и готовой продукции была запасена на складе. Следующие закупки в графике стояли на май-июнь. Мы провели zoom-собрания для наших офисов и дали разъяснение по курсу работы компании в сложившихся условиях. В коллективе снизили градус напряженности сотрудников и поддержали настрой на стабильность. И это дало свои плоды. Некоторые клиенты звонили и задавали вопросы — как мы планируем работу дальше, все ли у нас идет по графику? Услышав ответы, что мы работаем в прежнем режиме, наши партнеры успокаивались».
По оценке экспертов, стоимость некоторых электронных компонентов для телематических решений выросла в 4 раза. Доставка комплектующих стала сложнее и подорожала. Конечная стоимость аппаратов для сферы мониторинга транспорта увеличилась более, чем на 20%. Как позитивный фактор – спрос на продукцию и услуги должен повыситься на фоне ухода с рынка некоторых игроков.
Что же касается владельцев автопарков, сегодня повышение эффективности эксплуатации транспорта путем цифровизации – вопрос выживания для всех транспортных компаний. Многие руководители рассматривают мониторинг транспорта как средство снижения расходов, сокращения штата и размера фонда оплаты труда. И действительно, автоматизация бизнес-процессов позволяет сократить объемы ручного труда и оптимизировать издержки, но без качественного сбора и обработки большого объема данных цифровизация сама собой не случится. Необходима качественная телематика и проверенный интегратор.
«В марте – апреле число открытых вакансий в сфере мониторинга транспорта уменьшилось на 19% по сравнению с периодом с января по февраль 2022 года, — рассказывает Дмитрий Журавлев. — Мы допускаем, что это была лишь первая волна увольнений. «МОНТРАНС» за эти два месяца принял в штат новых сотрудников. В основном это инженеры сервиса и технической поддержки. Мы планируем в перспективе вырастить из них бизнес-аналитиков, поскольку таких специалистов для транспортной отрасли нигде не готовят, а потребность в глубокой аналитике для клиентов очень высока. В ближайшее время мы ожидаем, что цены на товары и на топливо в РФ должны упасть. В связи со стабилизацией курсов валют и снижением ценовых рисков, «МОНТРАНС» также не остается в стороне и уже с 16 мая снизил стоимость некоторых позиций в своей продуктовой линейке».
24-27 мая на главной выставке строительной техники и технологий в России СТТexpo 2022 ГК «МОНТРАНС» представит все инструменты и сервисы контроля автопарка в единой экосистеме. «Объединённая телематическая экспозиция MONTRANS» разместится в «Крокус Экспо»: павильон №3, зал 14, стенд № 14-528.
О компании
Группа компаний MONTRANS — ведущий оператор мониторинга транспорта, работающий на крупнейших, стратегически важных инфраструктурных проектах России и СНГ. «Сила Сибири», «Ямал СПГ», «Турецкий поток», «ЦКАД» — это лишь малая часть из списка проектов, в которых работает MONTRANS. Накопив 19-летний опыт, компания обслуживает как небольшие автопарки, так и крупные компании: «Международный аэропорт Шереметьево», «Норильский Никель», Eriell, «Транснефть», «Стройтрансгаз», «Национальная нерудная компания».